Основана в 1992 году
Частная школа «Золотое сечение»

СОТРУДНИЧЕСТВО. ДОВЕРИЕ. РАЗВИТИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

12 декабря 8 центр побывал в Институте Кристаллографии им. А.В. Шубникова РАН.


24.12.2014

Институт Кристаллографии — место, в котором делается наше будущее. Там мы увидели множество разного оборудования, с помощью которого часто делается кремний для компьютеров и прочих девайсов. Мы рассматривали сапфиры, один из прочнейших материалов — поцарапать его можно только алмазом! Наконец, нам показали небольшую музейную секцию, похожую на мемориал основателя института.

Кристаллы применяются в самых разных областях науки: сапфир и кремний, например, используются в Айфонах. Кристаллы также являются важным компонентом в лазерах, включая их военные версии. Конечно же, они используются в ювелирном деле.

Посещение этого института может помочь в изучении физики и химии даже в рамках школьной программы. В физике изучается не только само понятие «кристалл», но и процесс его выращивания. На уроках химии же можно попрактиковаться в работе с различными химическими элементами, также часто входящими в состав кристаллов.

Так что это поездка и интересна, и полезна одновременно.

Данила Фролкин

В институте я не увидел слишком оживленной работы, какая обычно присутствует на производстве. Никаких грохочущих станков, суетящихся рабочих — ничего подобного! Там было всего десять машин для выращивания прозрачных кристаллов. Прозрачность кристалла — очень важная его характеристика, потому что именно прозрачные кристаллы потом можно использовать в линзах или для ноутбуков. Это меня заинтересовало. А еще там был маленький музей кристаллов. В музее я увидел много разных кристаллов: красные, зеленые, синие... Удивительно, но все кристаллы были одной формы. Всем, кому интересен процесс выращивания кристаллов, советую пойти на эту экскурсию!

Денис Тульчинский

Учащиеся нашей школы побывали в Институте кристаллографии вместе с учителем физики Мариной Григорьевной. Она было очень заинтересована в поездке, потому что её специальность — это выращивание кристаллов. Да и при изучении физики в школе без понимания того, что же такое кристаллы, как их производят и для чего они нужны, не обойтись. Поехала большая часть класса, так как это была образовательная экскурсия. 

Мы увидели много разных искусственных сапфиров, рубинов и других красивых камней. Мы узнали несколько способов выращивания кристаллов. Оказывается, это очень трудный и долгий процесс! Трудный, долгий, но... необходимый. Ведь кристаллы применяются в самых разных областях науки и отраслях промышленности.

Дэвид Бергер

В пятницу мы посетили один из самых перспективных институтов — институт кристаллографии. Встретили там нас очень дружелюбно и сразу же, не теряя времени даром, повели в первый корпус, где мы увидели, как именно изготавливают и производят кристаллы.

Нам показали три основных способа их выращивания. Все способы осуществляются с помощью машин. Первый способ — выращивание кристалла из перенасыщенного раствора. Этот способ позволяет делать очень красивые кристаллы, например такие, как кристаллы медного купороса. Но для того, чтобы получился большой и красивый кристалл, нужно огромное терпение и громадное количество времени! Нужно ждать примерно месяц-полтора. Поэтому в промышленности чаще всего используют другие два способа: вытягивание снизу вверх и вытягивание сверху вниз. Это быстрее и менее затратно.

После корпуса, где производили кристаллы, нас повели в корпус, где непосредственно происходит обучение: лекции, семинары, конференции, сдача экзаменов и т. п.

Там мы выпили чаю и нас даже нас угостили разными сладостями!
Затем мы пошли в музей института. Там нам рассказали об истории института и человеке, который открыл этот институт и стал его основателем. В конце нашего посещения мы поговорили с директором и покинули этот интереснейший институт.

Александр Никулин

В рамках изучения физики в школе «Золотое сечение» отправилось в Институт кристаллографии. Эта поездка мне очень понравилась и запомнилась.

Мы увидели много интересных вещей, например: аппарат для выращивания кристаллов, камеру для формирования кристаллов, камеру для заготовки и хранения кристаллов и многое другое.

В течение всей поездки мы побывали в двух основных корпусах института. В первом здании мы познакомились с обычной кристаллографией, а во втором с биокристаллографией. Затем нам рассказали об основных направлениях развития этой интересной и очень современной науки, познакомили с задачами, которые предстоит решить ученым, и мы пошли в зал, где встретились с директором института. Он прочитал нам небольшую лекцию о кристаллографии и рассказал о том, как основывался институт, как формировалась эта наука.

Потом нам раздали небольшие сувениры, которые состояли из блокнотов, ручек, карандашей и других полезных канцелярских принадлежностей. Нам было очень приятно получить эти подарки, а после мы отправились перекусить в одном из залов, где для нас был накрыт стол с конфетами, печеньем и соками.

Эта поездка мне очень понравилась, и я бы хотел посоветовать всем побывать там!

Николай Кублицкий

В пятницу мы ездили в Институт кристаллографии. Когда мы туда приехали, нам показали, в чем выращивают кристаллы: это, оказывается, такая капсула, похожая на барабан стиральной машины, но внутри поддерживается очень высокая температура, необходимая, как нам объяснили, для успешного роста кристалла.

В этом институте ученые не только изучают, но и выращивают кристаллы, что особенно важно для развития современной промышленности и высоких технологий.

Вообще, кристаллы используются для космических технологий, для стекол, а еще в ювелирном деле: выращиваются очень красивые «драгоценные» камни. Мы видели красный и зеленый гранаты. Я даже не знала, что есть зеленые гранаты. А ведь это очень красивый камень яркого и глубокого цвета.

Для урока физики нам тоже задали вырастить кристалл. Только из соли. Я выращивала сразу два: просто из соли и из соли с красителем. Первый вырос за четыре дня и не очень получился. Но вот второй... По всей нитке были рассыпаны розовые ровные кубики. Весь класс, по-моему, мне немного завидовал, т. к. ни у кого больше кристаллы не росли. Ну, никак. И несколько человек попросили меня вырастить кристалл и для них. Так я почувствовала себя начинающим «ученым-кристаллографом»!

Полина Шведова

В Институте кристаллографии, куда отправился на экскурсию восьмой центр, было очень интересно. В этом институте проводится изучение кристаллов, их обработка, их добыча и использование. Мы там видели прибор для обработки кристаллов. Но для того, чтобы увидеть это, мы должны были надеть специальные очки, т. к. там было очень высокое излучение. Второй прибор, который мы видели, — это прибор для получения кристаллов. Многие кристаллы используется в электронике, к примеру: жидкокристаллический экран, который применяется во многих телефонах.
Знания, которые я получил на этой экскурсии, помогут мне в изучении физики, ведь есть целый раздел в учебнике про выращивание кристаллов. Пригодятся они мне и в химии: теперь я знаю химический состав кристаллов. Но мне больше всего запомнился медный кристалл! Он был приятного синего цвета, прозрачный и очень красивый!

Илья Гребенюк

В научно-исследовательском институте кристаллографии было очень интересно. Мы увидели там, как выращивают кристаллы, и прибор для последующей их обработки. Некоторым из наших учеников даже подарили кристаллы за то, что они проявили неподдельный интерес к экскурсии и активно задавали интересные вопросы.

В этом институте изучают и выращивают кристаллы. Кристаллы используются в разных отраслях промышленности, например: при изготовлении мобильных телефонов, в электронных часах, экранах телевизоров, а еще в оптике и при изготовлении иллюминаторов космических ракет.

Я думаю, что мне эта экскурсия поможет при изучении физики и химии, в частности, темы: кристаллы, их состав и происхождение. Ведь увидеть воочию, как растет кристалл, гораздо интереснее, чем просто прочитать об этом в учебнике!

А еще мы посетили музей кристаллов. Он тоже находится на территории института. Там мы услышали о том, кто и когда основал институт, о первых исследованиях и о первых открытиях. Мне очень понравилось этот великолепный институт! Возможно, кто-нибудь из моих одноклассников захочет поступать туда.

Кирилл Мякотин

Недавно мы ездили в институт кристаллографии. Самым интересным показался момент, когда пришел дедушка Лизы, сотрудник этого института, и начал рассказывать о своей работе. Сразу было видно, что человек умеет общаться с детьми, умеет и любит рассказывать о своей работе.
Зачем же нужно выращивать кристаллы? На самом деле, кристаллы используются очень широко в промышленном производстве, даже наши телефоны сделаны из кристаллов, точнее, только стекло.

Также кристаллы используются в космической промышленности для изготовления стекол для ракет; такой кристалл называется лейкосапфиром. Он абсолютно прозрачный, но в то же время очень крепкий.

Нам в школе эти знания понадобятся на уроках физики, а мне, действительно, очень было интересно посмотреть, как растут кристаллы. Перед нами проводили эксперимент: взяли стекло и наждачную бумагу и потерли. Появились царапины. После взяли лейкосапфир и сделали то же самое — не осталось ни царапины! В музее института очень много разновидностей кристаллов абсолютно разного цвета.

Просто глаза разбегаются от такого разнообразия! Даже трудно было выбрать, какой больше понравился!

Елизавета Кублицкая

Это была уникальная возможность узнать, из чего состоят кристаллы, какие они бывают, как их выращивают и какова область их применения в жизни. И, конечно, я не упустила этой возможности. Я, действительно, очень много узнала про кристаллы, например, что кристаллы соли лучше выращивать из поваренной соли, а не из морской. А еще мне подарили рубин, конечно, выращенный искусственным способом, но очень красивый! Он как будто был надрезан: с наружной стороны он матовый, а с внутренней он гладкий и прозрачный. 

Еще я узнала, что есть очень много кристаллов, которые были выращены самой природой, а люди нашли свои способы, может, и неточные, но повторяющие природные.

А вы знали, что стекла делают из лейкосапфиров? Мне удалось наблюдать интересный эксперимент с наждачной бумагой. Нам показали, как «травмирует» наждачная бумага стекло, а, если мы берем сапфировое стекло, которое, например, используют для дорогих часов, то после трения его наждачной бумагой, оно ВООБЩЕ не травмируется! На нем даже царапинки не остается! Его твердость уникальна! После экскурсии я целый вечер ходила в прекрасном настроении.

Мария Минасбекян