Профориентация


Профориентационная работа и предпрофильная подготовка проводятся в школе с целью обеспечения постепенной подготовки подрастающего человека к вхождению в социальную, деятельностную сферу, создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся.

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональное консультирование, социально-профессиональную адаптацию.

В рамках профориентационной работы Школой осуществляется профориентационная диагностика обучающихся, анкетирование по определению профильных предпочтений, просветительская профориентационная работа среди учащихся и родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения на основе совместной деятельности психологической службы Школы и классных руководителей (тьюторов).

Расширение представления о мире профессий происходит в ходе учебного процесса и в системе внеклассных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

В начальной школе дети в игровой форме знакомятся с миром профессий. Участвуя в ролевых играх, в интерактивных викторинах, ребенок получает возможность, соответственно своему возрасту, освоить первичную информацию о профессиональном поле. Готовясь к переходу в среднее звено, каждый ученик принимает участие в проекте «Зажги свою звезду», осваивая начальные навыки проектной деятельности.

В средней школе продолжается знакомство с миром профессий на новом уровне. Проводятся тематические ассамблеи, на специально организованных занятиях осваиваются и закрепляются коммуникативные и социальные навыки, необходимые в будущей деловой реализации. Начиная со старших классов средней школы, дети приглашаются к участию в программе «100 вопросов профессионалу», где на специально организованных встречах они имеют возможность познакомиться с профессионалами из различных сфер деятельности, узнать из «первых рук» обо всех особенностях и «подводных камнях» той или иной профессии.

Обеспечить качественную подготовку учащихся по выбранным дисциплинам при сохранении базового уровня образования по всем дисциплинам, создать условия для обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения, обеспечить непрерывность образования, преемственность между общим и профессиональным образованием позволяет учёт индивидуальных запросов учащихся.

Поэтому в старшей школе начинается процесс более глубокого и всестороннего исследования поля собственных интересов и способностей. Для этого проводится ряд диагностических мероприятий, на основании которых каждый учащийся получает возможность попробовать себя в моделируемых ситуациях, выбранных им областей деятельности. Подобный опыт может быть получен в результате участия в предпрофильной игре «Выбор».

Получить подтверждение или обратить свое внимание на другие сферы деятельности школьник может, проведя «Один день на работе». Данная программа реализуется при тесном сотрудничестве с родительским коллективом. Дети имеют реальную возможность не только побывать, но и принять посильное участие в деятельности различных компаний.

После окончания 9 класса в июне месяце каждому ученику предоставляется возможность пройти «Летнюю практику»: девятиклассники в течение 7 рабочих дней, а десятиклассники – 21 рабочий день выполняют функциональные обязанности в той сфере деятельности, которую они выбрали.

Цель профессиональных проб – составить личное реальное представление о профессии, основываясь на личном опыте.

Вот лишь некоторые площадки, предоставляемые как нашими родителями, так и нашими партнерами, на которых учащиеся могут получить подобный опыт: фабрика «Ахмад», Риэлтерское агентство, Музей А.С. Пушкина, кафедра экологии РАН, кафедра океанологии МГУ, Центр психологического консультирования, «Старая аптека», Коллегия адвокатов Павла Астахова, телеканалы СТС и Россия, журнал «Собеседник», МВТУ имени Баумана, «Bosco di Сiliegi», архитектурные агентства «АВD» и « Господин оформитель», театр Марка Розовского и театр Стаса Намина, театр Луны, «Лукойл», рекламное агентство «Strong», радиостанция «Эхо Москвы», «Московский кредитный банк», «Альта-банк».

Предпрофильная подготовка в школе начинается в 9 классе и включает курс «Твоя профессиональная карьера», основанный на осознанном выборе учащимися предметов, областей знаний, необходимых в дальнейшем обучении, в будущей профессиональной деятельности.

Цель проводимых элективных курсов – поддержка мотивации в профессиональном самоопределении, углубление знаний в определенной области, расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Элективные курсы строятся на принципах избыточности, вариативности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения. Предполагается организация обучения в мобильных группах по выбору учащихся. Переход учащихся из группы в группу возможен в начале четверти. Преподаватель включает в совместную работу с учащимися различные формы индивидуальной и групповой работы.

Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения и прогнозирование будущей профессиональной деятельности.

На решение задач предпрофильной подготовки направлена работа всей системы учебно-воспитательной работы школы, включающей элементы профориентации на учебных занятиях, внеклассные мероприятия, наглядную агитацию и т.д.